Библиотечно-информационный центр
"Через чтение хороших книг воспитать человека честного, доброго,
умного, трудолюбивого, настоящего патриота своей Родины"
Школьная библиотека в течение учебного года развивает в учащихся потребность в постоянном самообразовании, воспитывает ответственность, уделяет внимание пропаганде литературы в помощь школьным программам. А также развивает и поддерживает в детях привычку и радость чтения и учения, потребность пользоваться библиотекой в течение всего учебного периода. Школьная библиотека — это первый информационный центр для наших учащихся. Именно здесь приобретаются навыки самостоятельного поиска, критической оценки и сравнения информации, полученной из различных источников: как из традиционных (книги, журналы, газеты), так и из нетрадиционных.
Школьная библиотека работает по плану, утвержденному администрацией школы. Основными направлениями деятельности библиотеки являются: обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем библиотечного информационно-библиографического обслуживания учащихся и педагогов; обучение читателей пользованию книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и умению оценивать информацию; формирование эстетической, экологической культуры и интереса к здоровому образу жизни.
Цели работы школьной библиотеки:
1.Cоздание единого информационно-образовательного пространства ОУ; организация комплексного библиотечно-информационного обслуживания всех категорий пользователей, обеспечение их свободного и безопасного доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям
2. Воспитание гражданского самосознания, помощь в социализации обучающихся, развитие их творческих способностей
3. Организация систематического чтения.
Исходя из этих целей и руководствуясь Законами Российской Федерации «О библиотечном деле», «Положением о школьной библиотеке», перед школьной библиотекой были поставлены следующие задачи:
- обеспечение учебно-воспитательного процесса учебно-методическими пособиями, работа по сохранности фонда;
- обучение читателей навыкам самостоятельного пользования всеми библиотечными ресурсами библиотеки;
- совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий.
С учащимися проводится индивидуальная работа, улучшилось дифференцированное обслуживание пользователей библиотеки, идет организация книжного фонда с учетом изменения читательских интересов, обеспечен наиболее полный и быстрый доступ к информационным ресурсам. В течение всего учебного года проводится анализ читательской активности учащихся. При опросе учащихся начальной школы выяснилось, что детей больше привлекает смотреть мультфильмы или играть на компьютере, чем читать книги. Предпочтение отдается только развлекательным журналам, компьютеру и телевизору. Такая же картина наблюдается и в старших классах, где предпочтение отдается компьютеру. В 5-8 классах это игры и небольшой процент использования компьютера для подготовки докладов и сообщений. 9-11 классы, кроме игр, используют компьютер как для подготовки сообщений на уроках, так и для прочтения программной художественной литературы в сокращённом виде.
Хочется отметить, что, несмотря на такие качественные показатели, есть ещё много детей, которые с удовольствием ходят в библиотеку и читают книги. Очень любят младшие школьники периодические издания «Мурзилка», «Детская энциклопедия», «Весёлые картинки», «В мире животных», «Юный натуралист» и другие. Значительную роль играет в пропаганде книги внеурочная деятельность, проводимая в читальном зале школьной библиотеки.
В течение всего учебного года проводятся «Часы тихого чтения», когда в библиотеку приглашается класс на урок чтения. На этом уроке в библиотеке учащиеся могут сами выбрать книгу и читать, а на некоторых уроках библиотекарь читает вслух книгу, для того чтобы обсудить её с учениками.
Обслуживание читателей
Обслуживание читателей в школьной библиотеке проходит по плану, утвержденному администрацией школы. Работа проводится с учетом разделов общешкольного плана. Основными направлениями деятельности библиотеки являются:
-обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем библиотечного информационно-библиографического обслуживания учащихся и педагогов;
-обучение читателей пользованию книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и умению оценивать информацию;
-формирование эстетической, экологической культуры и интереса к здоровому образу жизни.
В библиотеке систематически ведется «Дневник работы», в котором учитываются сведения о количестве и составе читателей, об объеме выданных изданий и распределении их по отделам библиотечной классификации.
В целях профилактики сохранности учебников библиотекарем проводятся беседы с учениками школы. Большую помощь в сохранности и бережном отношении к учебникам оказывают учителя начальных классов. Систематически проводятся рейды по сохранности учебников среди учеников среднего звена. В конце учебного года по графику проходит сдача учебников по классам.
Основные формы индивидуального обслуживания
-
беседа при записи в библиотеку,
-
беседа при выдаче документов,
-
беседа о прочитанном;
-
анализ читательских формуляров,
Беседы о прочитанных книгах проходят систематически. Также проводятся рекомендательные беседы при выборе книги, в основном для учащихся начальной школы, чтобы помочь в выборе интересной книги (в зависимости от возраста учащихся, техники чтения, интереса и т.д.). После таких бесед ребята с большим интересом читают и сами обращаются за помощью при выборе книг. Кроме этого, все библиотечные мероприятия включают в себя беседы о книгах, обзоры по теме мероприятия. При подготовке библиотечных уроков даются задания по чтению книг по теме урока. Большую помощь в проведении библиотечных уроков оказывает техника. Это компьютер, через который находится интересная информация, и поиск иллюстраций через Интернет для создания презентаций,что позволяет интересно рассказывать о писателях, книгах. С помощью мультемедийного аппарата показываются мультфильмы по произведениям детских писателей, затем эти произведения читаются, далее происходит обсуждение и проводится сравнительный анализ, что интереснее: книга или мультфильм. Чаще всего дети приходили к выводу, что книга интереснее, чем мультфильм.
Важнейшим направлением деятельности библиотеки является раскрытие фонда через выставки.
В библиотеке оформляются разнообразные выставки как к юбилейным и знаменательным датам, так и к различным месячникам. Также имеются постоянно действующие книжные выставки, которые регулярно обновляются вновь поступившей литературой:
Подбирая материал к этим выставкам, библиотекарь старается рассказать не только историю праздника, сообщить интересные факты, но и предложить литературу с выставки и побеседовать с читателями. Особое внимание уделяется выставкам, посвященным писателям-юбилярам. Читателям предлагается краткая биография писателя, выставляются его книги, проводятся викторины. В течение года для пользователей библиотеки прошли следующие мероприятия:
- «Библиотека, книжка, я – вместе дружная семья» - знакомство первоклассников с книгой и библиотекой;
- Выставка к 185 - летию со дня рождения Л.Н. Толстого «Я старался писать для народа»;
- Выставка к 95 – летию со дня рождения Б.В. Заходера «Моя Вообразилия»;
- Выставка ко дню защиты животных «Этот жужжащий, ползающий, летающий мир»;
- Выставка к 75 – летию со дня рождения В.П.Крапивина «Сказки, о кораблях, крыльях, или В гости к Крапивину В.П.»;
- Выставка ко дню народного единства «Сыны Отечества, освободившие Россию»;
- Выставка к 105 – летию со дня рождения Н.Н. Носова «Затейники и фантазеры Н. Носова»;
- Громкое чтение в читальном зале библиотеки- «Сказка о рыбаке и рыбке»;
- Громкое чтение в читальном зале библиотеки-«Аленький цветочек»;
- Выставка к 95 – летию со дня рождения А. Солженицына «Солженицын: мыслитель, историк, художник»;
- Выставка – презентация к 110 – летию А.П. Гайдара «Честь, знамя, правда…»;
- Выставка к 70 – летию освобождения Ленинграда «Помнит мир спасенный»;
- Выставка к 110 – летию со дня рождения В.П. Чкалова «Москва - Северный полюс – Ванкувер»;
- Классный час ко дню защитников Отечества «И мужество, как знамя, пронесли»;
- Открытие Недели детской книги театрализованным представлением «Книга для радости и чтения»;
- Викторина «Вместе почитаем, вместе поиграем» по рассказам В. Бианки;
- Литературный час «Я знаю, что мое имя будет счастливее меня» к 205 – летию со дня рождения Н.В. Гоголя;
- Выставка ко дню авиации «Мне нравится, как он сказал: - Поехали!»
- Выставка ко дню славянской письменности «Истоки русской письменности»;
- Библиотечный урок «Когда писатель сам рисует книгу» и т.д.
Все мероприятия, проводимые библиотекой, нацелены на литературное, историческое, толерантное просвещение школьников, содействующее патриотическому, нравственному, эстетическому воспитанию, и формирующее привлекательный образ книги и чтения. После проведения таких мероприятий в библиотеке увеличивалось посещение и книговыдача литературы. Чтение вслух, викторины, литературно-музыкальные композиции, обзоры литературы продолжают оставаться популярными и сейчас.
Экологическое воспитание школьников также является одним из направлений работы школьной библиотеки. Работая с книгами о природе и ее защите, всегда видится богатый воспитательный и познавательный потенциал.
Правовое воспитание - немаловажное направление в работе школьной библиотеки. Оно нацелено на умение учащихся отстаивать и знать свои права и обязанности, уважать чужие, использовать возможности правовой системы государства. В течение учебного года проводятся книжные выставки «С законом на «Вы», беседа «Закон для всех один».
Нравственное воспитание - это процесс, который способствует формированию нравственных чувств (совести, долга, ответственности, гражданственности, патриотизма), нравственного облика (терпения, милосердия), нравственной позиции, нравственного поведения. Все это мы воспитываем и развиваем с помощью следующих мероприятий: «Жизнь стоит того, чтобы жить», «Подросток - подростку о вреде алкоголя», «Курение - основная угроза здоровью», наркомания: проблема и решения (цикл мероприятий с использованием ИКТ).
Работа с библиотечным фондом ведется в течение все учебного года.
Для обеспечения учета при работе с фондом ведется следующая документация:
- книга суммарного учета фонда библиотеки;
- книга суммарного учёта учебного фонда;
- инвентарные книги;
- папка «Акты на списание»;
- картотека учета учебников;
- накладные на учебники по классам;
- журнал учёта выдачи учебников по классам;
- читательские формуляры.
Фонд расставлен по таблицам ББК. Записи в документах производятся своевременно и аккуратно. Устаревшая и пришедшая в негодность литература списывается своевременно. Выдача книг на абонементе фиксируется – с 1-го по 11-й класс – в специальных читательских формулярах, и отражается в Дневнике библиотеки.
Фонд художественной литературы находится в открытом доступе читателей. Библиотека укомплектована научно-популярной, справочной, отраслевой, художественной литературой для детей:
• младшего школьного возраста (1-4 классы);
• среднего школьного возраста (5 - 8 классы);
• старшего школьного возраста (9 - 11 классы);
• периодическими изданиями с учетом современных задач учебно-воспитательного процесса, а также учебниками и учебными пособиями.
Расстановка осуществлена по возрастным группам (1-4 классы; 5-8 классы, 9-11 классы) в соответствии с таблицами ББК для школьных библиотек. Литература для учащихся 1-4 классов расставлена по тематическим рубрикам: «Мое родное Ставрополье», «Память, опаленная войной», «За живую планету», «Любимые писатели наших детей», «Книги на все времена». Ценная литература, а также книги, имеющиеся в единственном экземпляре, расставлены на отдельном стеллаже для пользования в читальном зале.
Фонд учебников расположен в книгохранилище. Расстановка произведена по классам. По мере поступления новых учебников, пополняется и редактируется картотека учебников.
Производятся заказы на учебники на очередной учебный год. В формировании заказа участвуют руководители МО и администрация школы, зав. школьной библиотекой.
В целях профилактики сохранности учебников библиотекарем проводятся беседы с читателями-детьми на абонементе, а классными руководителями - на классных часах. Систематически проводятся рейды по сохранности учебников. В конце учебного года по графику проходит сдача учебников по классам. На сайте школы размещается «Перечень учебников».
Подводятся итоги движения фонда. Составляются справки по учебно-методическому обеспечению учебного процесса школы.
Оформляются и проходят обработку поступившие книги: ставятся на учет, записываются в КСУ, штемпелюются. Ведется тетрадь выдачи учебников.
Ведется работа по сохранности фонда: особо ценные издания (словари, энциклопедии, справочники) хранятся на отдельном стеллаже. Один раз в полугодие библиотекарь проводит проверку сохранности книжного фонда. Раз в месяц проверяются читательские формуляры с целью контроля своевременного возврата в библиотеку выданных книг, с должниками ведется соответствующая работа. В случае утраты библиотечных книг читатели возмещают ущерб. В библиотеке работает читальный зал, где учащиеся работают с ценными изданиями.
Школьная библиотека в течение года оказывает помощь учителям, классным руководителям в проведении массовых мероприятий, классных часов. Производится подбор литературы, сценариев, стихов; оформляются книжные выставки.
Библиотека пропагандирует чтение. Старается добиться систематического чтения, прививает интерес к периодической печати, ведет работу с читательским активом.